Водяные турбины

Водяные турбины — потомки водоподъемного колеса, честного трудяги, обеспечивавшего водой земледельцев Древнего Египта и Вавилона и обслуживавшего средневековые мануфактуры. До сих пор они работают на водяных мельницах. Пережили второе рождение после изобретения электромагнитных генераторов электрического тока и электрических двигателей.

Турбина, вращая один мощный генератор электрического тока, может приводить в действие сразу множество станков, обходясь без громоздких трансмиссий и ременных передач. Это огромное удобство. Так возник первый толчок к увеличению мощности водяных турбин. Тихоходные турбины уступали место быстроходным, ибо те лучше соответствовали электрическим генераторам. Это, в конце концов, позволило отказаться от ременных передач между турбиной и генератором, жестко соединить их оси, а позже монтировать их на общей оси.

Развитие электротехники на первом этапе сдерживалось потерями энергии, вызванными сопротивлением металлических проводов линий электропередачи. Дело в том, что мощность электроэнергии, передаваемой по проводам, пропорциональна силе протекающего тока. Но потери энергии растут не пропорционально силе тока, а пропорционально квадрату этой величины, то есть много быстрее.

Прямой путь уменьшения потерь — снижение сопротивления проводов — был и остается очень дорогим, ибо он требует увеличения их сечения. В прошлом веке это достигалось только увеличением расхода дорогой и дефицитной меди.

Первым, кто понял, что следует пойти по другому пути, был известный русский электротехник Д. А. Лачинов! Анализируя математическую зависимость между силой тока и потерями, он счел, что нужно изменять не коэффициент пропорциональности между величиной потерь и квадратом силы тока, а множитель, связывающий с силой тока величину передаваемой энергии. Этим множителем является напряжение источника, питающего линию. В 1880 году Лачинов обосновал это теоретически и опубликовал свою работу в журнале «Электричество», который уже тогда был одним из самых солидных научных журналов.

Технологии производства автомобилей:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]