Токарные станки

Токарные станки с подобным приводом были распространены повсеместно до тех пор, пока их не вытеснили станки, вращаемые силой пара или электрическими моторами. Первая промышленная революция, потрясшая Англию, а затем и другие европейские страны, зародилась во второй половине XVIII века. Правда, уже в начале века отдельные изобретатели сумели создать такие станки и механизмы, которые впоследствии стали носителями промышленной революции. Своими новшествами прославился механик Петра I А. Нартов. Он создал токарный станок, снабженный суппортом, приспособлением для крепления резца и его перемещения вдоль обрабатываемой заготовки. Этот станок был очень удобен — он освобождал руки рабочего от чрезвычайно сложных и трудных действий, когда при помощи резца или напильника приходилось обрабатывать металлические заготовки. Удивляло и то, что станок может с необычной для того времени точностью воспроизводить детали сложной, наперед заданной формы.

Эта особенность позволяет предположить, что Нартов изобрел и применял копир — специальный щуп, который при работе перемещался по поверхности образца или копировальной линейке, воспроизводящей очертания будущего изделия. Задача рабочего облегчалась — он перемещал суппорт, на котором закреплен копир, так, чтобы он точно следовал за всеми изменениями формы копировальной линейки. При этом резец автоматически шел за контуром копировальной линейки и придавал заготовке требуемые очертания.

Конечно, грубая предварительная обработка изделия, приближающая его форму к форме образца, производится рабочим постепенно. При этом он стремится довести различия между ними до величины, которую резец может устранить за один проход по копировальной линейке.

Токарный станок Нартова обладал основными чертами современных токарных станков, но он опередил свое время и не оказал непосредственного воздействия на ход технического прогресса.

Та же судьба постигла еще два замечательных изобретения, появившихся одновременно в 1733 году. Прядильная машина англичанина Дж. Уайта, вытяжные валики которой без помощи человеческих пальцев вытягивали и скручивали нить. И ткацкий станок Дж. Кэя, снабженный челноком-самолетом. Ткач, работавший на этом станке, не должен был перемещать челнок вручную, как это делали его предшественники, начиная с глубокой древности. Станок Кея перебрасывал челнок автоматически при помощи специальных ракеток.

Технологии производства автомобилей:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]