Ступени автоматизации

Сейчас иногда злоупотребляют термином «робот», применяя его к любой автоматической системе. Для того чтобы не возникало недоразумений, рассмотрим эволюцию токарного станка. Выясним место робота около этого станка.

В некоторых развивающихся странах и сейчас кустари производят свои высокохудожественные изделия из дерева при помощи устройства, в котором нельзя не признать предка токарного станка. Это — два острия, изготовленные из металла, камня или из твердого дерева, между которыми закрепляется обрабатываемая заготовка, например кусок толстой ветки или ствола тонкого дерева. Заготовка вращается вокруг воображаемой оси, соединяющей оба острия. Мастер приводит ее во вращение при помощи инструмента, напоминающего небольшой лук. Тетива этого лука, когда мастер движет ею взад и вперед, вращает заготовку, одновременно стирая поверхностные слои. Тетива в древности, несомненно, изготавливалась из сухожилий животных или из волокон таких растений, как конопля или некоторые сорта пальм. Современные мастера применяют для этой цели стальную проволоку. Иногда на ней делают множество зазубрин, чтобы обработка происходила более интенсивно.

Сходство с токарным станком, правда, отдаленное, не вызывает сомнений. Уместно вспомнить, что буквальный, перевод немецкого названия токарного станка — «вращающая скамья» (Drehbank).

Потом функции вращения и обработки разделили. Мастер вращал заготовку одной рукой и держал инструмент в другой. Таким инструментом служил нож, а затем на помощь ему пришла стамеска с острым лезвием на конце. Но для того, чтобы работать ею одной рукой, пришлось снабдить токарный станок опорной планкой. Она расположена параллельно оси вращения заготовки со стороны мастера. Опирая стамеску на опорную планку, он держит инструмент за длинную ручку, направляя его лезвие на обрабатываемую заготовку.

Следующий шаг — изобрели ножной привод. Это уже достаточно сложное устройство. Его можно увидеть на швейных машинках. Маховичок, вращающий машину, соединен ремнем с большим колесом. Оно расположено внизу и связано при помощи шатунно-кривошипного механизма с педалью. На нее швея периодически нажимает ногой. Шатунно-кривошипный механизм превращает возвратно-поступательное движение педали во вращательное движение приводного колеса.

Технологии производства автомобилей:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]