Стодола

Покорение электричества влило свежую кровь в такую область техники, как создание автоматов. По мере увеличения мощности турбин и развития сети электропередач выяснилось, что здесь невозможно обойтись без автоматического регулирования. Вечером, когда в больших городах включаются многочисленные электрические лампы, нагрузка резко возрастает, и, если турбина не снабжена регулятором, число ее оборотов заметно снижается, а вместе с ним падает напряжение, даваемое генератором. Автоматическое регулирование необходимо и для компенсации изменении уровня воды, вращающей турбину. Этот уровень определяется метеорологическими условиями, но совершенно не зависит от нагрузки электростанции. Конечно, необходимое регулирование может осуществлять человек, но ни один разумный инженер не мог смириться с тем, чтобы человек делал то, что можно поручить автомату.

Водяные гурбины, в отличие от паровых машин, обладают большим саморегулированием. Это значит, что вращение турбины однозначно связано с нагрузкой. Инженеры выражают это свойство турбин словами «водяные турбины обладают характеристикой». Паровые машины без регулятора, как мы знаем, не имеют такой однозначной связи, то есть, они «не обладают характеристикой». Поэтому при отсутствии регулятора и изменении нагрузки их скорость начинает неудержимо изменяться, и это происходит до тех пор, пока машина не остановится или не разрушится. Только регулятор «создает характеристику» системы «паровая машина — регулятор». Это хорошо понимал Вышнеградский. Этого не учел в своей работе «О регуляторах» гениальный физик Максвелл, о чем мы уже говорили.

Первая научная работа, посвященная регулированию водяных турбин, появилась в 1885 году. Ее автором был француз М. Леоте, специалист по гидравлике. Он отлично понимал, что водяные турбины обладают собственными характеристиками и поэтому регулятор должен лишь корректировать эти характеристики. Таким образом, задача, возникшая перед Леоте, была аналогична той, что решал Максвелл.

Технологии производства автомобилей:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]