Стодола

Пробуя и ошибаясь, Стодола убедился в том, что свести анализ поведения системы «турбина — регулятор — сервомотор — заслонка — трубопровод — воздушный колпак» к уравнениям, аналогичным уравнениям Вышнеградского, можно только при одном непременном условии: среди отбрасываемых параметров обязательно должна быть масса регулятора. Он не мог объяснить, почему возникло это требование, которое выделяло массу регулятора среди остальных параметров системы. Но уравнения показывали, что даже при исследовании упрощенных вариантов конструкции попытка учесть влияние массы регулятора приводила к непреодолимым трудностям — никак не удавалось ответить на вопрос о том, будет ли система работать устойчиво или нет. Для решения даже упрощенных задач при учете массы регулятора приходилось ждать, пока Гурвиц не добьется успеха.

Тогда Стодола разбил свой анализ на две части. Сперва он предположил, что сервомотор, примененный в системе, действует мгновенно. Затем отдельно рассмотрел случай медленно работающего сервомотора. Этим намного облегчить трудности математического анализа, без потери полноты и точности результата.

Так вилась нить рассуждений Стодолы. Так мысль искала самое верное, самое красивое, самое целесообразное решение проблемы. Путь Стодолы к нахождению правильного решения характерен для технического и научного поиска — их пути всегда перекрещиваются. И только такая перекличка действительно ведет к прогрессу, который отметает тупиковые пути.

Работа Стодолы придала теории автоматического регулирования новые краски, глубину, возможность служить науке в будущем, когда возникнут задачи автоматики и роботики, те задачи, которые решает наука об автоматическом регулировании в наши дни.

Технологии производства автомобилей:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]