Машины Ньюкомена

На английских шахтах действовало много машин Ньюкомена. Приставленные к ним рабочие управляли этими машинами, принося прибыли хозяевам. Печальной была судьба рабочих, получавших нищенское жалование за свой каторжный труд. Изматывающий, несмотря на то, что не требовал больших физических усилий и был доступен даже детям. Хозяева предпочитали детей, потому что им можно было платить меньше.

Простые, но уже дающие большую прибыль огнедышащие машины привлекали предпринимателей, готовых купить их и установить на шахтах и в мануфактурах. Установить для того, чтобы откачивать из шахты воду или оторваться от рек с их капризным нравом. Реки не считались с желанием тех, кто использовал силу их течения. Они мелели или вздувались от дождей без всякого учета положения дел на рынке. Они капризничали именно тогда, когда спрос на продукцию предприятия возрастал. Предприниматели мечтали оторваться от рек для того, чтобы строить новые мануфактуры в городах с их дешевой рабочей силой и близостью рынков, позволяющих покупать сырье и сбывать продукцию без дополнительных транспортных расходов.

И нужно было нанимать все больше юношей и даже детей, которые оказывались привязанными к машинам, чтобы передвигать их краны. Они были обречены выполнять работу, не требующую физических усилий, но и не занимающую мозг. А потому более утомительную, чем тяжкий труд пильщика досок или молотобойца, который должен точно рассчитывать свои движения и следить за результатами своей деятельности.

Конечно, все они мечтали избавиться от отупляющей работы, но жестокое рабство нарождающейся капиталистической промышленности противостояло не только мечтам, но и бунтам.

История не хранит имен тысяч неудачников или покорившихся, но помнит имя мальчика Поттера, соединившего заслонку в паропроводе и водяной кран в паровоздушной машине Ньюкомена с ее коромыслом и заставившего ее работать без своего участия. История помнит и другого изобретателя, научившего машину самостоятельно добавлять воду в котел по мере того, как горячий пар пожирался ее ненасытной «пастью».

Технологии производства автомобилей:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]