Инженер-механик

Так 33-летний инженер-механик занял кафедру машиностроения в Цюрихском политехникуме. Он возглавлял ее вплоть до 1929 года, пока не достиг 70 лет — предельного возраста для профессора в Швейцарии.

Стодола все эти годы не только читал лекции студентам и руководил их работой. Он создал при кафедре исследовательскую машиностроительную лабораторию, ставшую лучшей в Европе. Кафедра и лаборатория под руководством Стодолы повысили престиж Цюрихского политехникума и прославились выдающимися результатами в области автоматического регулирования, проектирования и конструирования паровых, а затем и газовых турбин.

Работы Стодолы по автоматическому регулированию выходят далеко за пределы задач, связанных с турбинами. Это важнейшие фундаментальные исследования, давшие науке и технике регулирования даже больше, чем труды Максвелла и Вышнеградского, которые относительно мало занимались проблемами регулирования.

Работы Стодолы тщательно штудируют ученые, которые в наши дни работают над созданием автоматов и роботов. Разберемся в сути его новаторских идей. Водяные турбины прошлого века, с которыми имел дело Стодола, отличались от водоподъемных колес древности и от современных мельничных колес наличием подводящего трубопровода.

С такими турбинами пришлось иметь дело Стодоле, и он должен был выяснить, почему так трудно добиться устойчивости их работы. Стодола хорошо знал результаты, полученные Вышнеградским для паровых машин, и владел его математическим методом.

Он понимал, что метод Вышнеградского для паровых машин применим во много более широкой области: в частности, может быть использован для изучения интересующей его проблемы устойчивости водяных турбин. В одних случаях Стодола непосредственно сводит решение уравнений, которыми описывает свойства водяных турбин и соответствующих регуляторов, к решениям Вышнеградского. В других— развивает их дальше. О работе Максвелла Стодола, по-видимому, не знал ничего. Не знал он и о работах Рауса, имевших большое значение для выяснения вопроса об устойчивости процесса регулирования. Зато Стодола хорошо понимал идею Фарко об обратной связи. Он применял ее не только при проектировании турбин, но и при их исследованиях, используя возможность упрощения сложных математических зависимостей, даваемую применением обратной связи.

Технологии производства автомобилей:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]