«Электрические бури»

Вспомним некоторые примеры автоматического регулирования в живом организме. Например, дыхание. Механизм саморегулирования его довольно сложен. Дыхательный аппарат снабжен целым рядом чувствительных нервов, которые возбуждаются при прохождении воздуха по воздухоносным путям, при сокращении легких, при обеднении состава крови кислородом и обогащении его углекислотой. Так, при вдохе легкие расширяются, по воздухоносным путям интенсивно проходит воздух, состав крови пополняется кислородом, на что реагируют нервные окончания в кровеносных сосудах. Этот комплекс возбуждения по нервным волокнам передается в дыхательный центр мозга, и оттуда поступают команды, тормозящие вдох и стимулирующие выдох. Потоки возбуждений, приносимых чувствительными нервами в мозг, заставляют вдох сменять выдохом, а выдох вдохом, регулируют глубину дыхания и его скорость.

Еще пример — рефлекс кашля. Допустим, вы поперхнулись крошкой хлеба, и она попала «не в то горло». Тотчас приступ кашля помогает вам избавиться от этой неприятности. Как же это происходит? Крошка хлеба раздражает нервные окончания в слизистой оболочке дыхательных путей. Эти датчики раздражения посылают сигнализирующие импульсы в центр — в мозг. В ответ идут приказы мышцам. Мышцы, сокращаясь, вызывают резкие выдохи (кашель), которые и очищают гортань от постороннего предмета. Когда крошка выбрасывается струей воздуха, сигналы «бедствия» прекращаются, кашель утихает. Таким образом, автоматический регулятор привел гортань в прежнее, нормальное состояние.

Примеров автоматического регулирования в живом организме очень много. И в технике также можно найти бее численное множество примеров автоматического регулирования и управления. Сталеплавильная, стекловаренная, доменная печи или другой какой-нибудь агрегат или объект — это тоже сложные «организмы», в которых с помощью систем автоматического регулирования самоорганизуется стабильный, нормальный процесс варки стекла, плавки стали или чугуна. Для управления этими сложными объектами человек искусственно охватил их сложной «нервной системой», состоящей из отдельных приборов, связанных в цепи автоматического регулирования. Своеобразные органы «чувств» системы — датчики — реагируют на различные изменения внутри объекта и посылают сигналы в управляющий центр, в «мозг» системы. Здесь вся поступившая информация о ходе процесса перерабатывается в информацию управляющую, которая приводит в движение «мышцы» системы, движущие заслонки, краны, шибера, изменяющие подачу в агрегат воздуха, топлива и сырья.

Технологии производства автомобилей:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]