Технологические методы сборки соединений с натягом

В зависимости от размеров сопрягаемых деталей посадки с натягом можно разбить на три группы: малого, среднего и большого диаметров. К группе малых размеров относятся размеры до 3 мм включительно. Как правило, эти соединения применяются в приборостроении. К группе средних размеров относятся размеры свыше 3 до 500 мм. Детали группы средних размеров применяются в машиностроении и приборостроении. В машиностроительных конструкциях посадки с натягом применяются чаще всего в диапазоне размеров 18—120 мм. К группе больших размеров относятся соединения деталей размером 500—3150 мм.

В неподвижных соединениях изделий машиностроения используют самые различные материалы: жесткие (керамика, чугуны различных марок); упругие (стали углеродистые и легированные); пластичные (различные цветные сплавы) и эластичные (пластмассы).

При одном и том же натяге прочность соединений зависит от материала и размеров сопрягаемых поверхностей, способа соединения деталей, смазочного материала и скорости запрессовки, условий нагрева или охлаждения и т. д. Ввиду такого многообразия факторов выбор посадок следует производить на основе предварительных расчетов натягов и возникающих напряжений, а для изделий серийного и массового производства рекомендуется проводить также опытную проверку их прочностных характеристик.

Таким образом, при выборе той или иной посадки для конкретного узла машины или механизма конструктор и технолог-сборщик должны учитывать не только геометрические параметры, физико-механические характеристики сопрягаемых деталей и натяг, но и технологию изготовления соединений и особенно метод их сборки.

По способу получения нормальных напряжений на сопрягаемых поверхностях соединения с гарантированным натягом условно делят на поперечно-прессовые и продольно-прессовые. В поперечно-прессовых соединениях сближение сопрягаемых поверхностей происходит радиально или нормально к поверхности. Такие соединения осуществляют с использованием термовоздействия (нагрева или охлаждения), путем пластической деформации (например, развальцовки), приданием упругости охватываемой детали. К этой группе относятся соединения, получаемые за счет изменения размеров, происходящих при структурных превращениях. В продольно-прессовом соединении охватываемая деталь под воздействием прикладываемых вдоль оси сил запрессовывается в охватывающую с натягом, в результате чего возникают силы трения, обеспечивающие относительную неподвижность деталей.

При прочих равных условиях прочность соединений, сопряженных с гарантированным натягом, зависит от выбранного натяга. Чем больше натяг соединения, тем большую силу способно оно выдержать. Но такое положение справедливо до определенного натяга, поскольку он создает напряженное состояние за счет деформаций сопрягаемых деталей. Пропорциональный рост прочности соединения от натяга будет происходить лишь в зоне упругих деформаций. Поэтому максимальная величина натяга должна создавать напряжения, которые не превышают предела упругости. С другой стороны, минимальная величина натяга должна обеспечивать необходимую прочность соединения из условий максимально-действующих нагрузок во время эксплуатации узла.
Технологии производства:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]