Перенос погрешностей формы

Погрешность формы сопрягаемой поверхности в неподвижном соединении с кольцом подшипника является причиной неравномерного распределения натяга между кольцом подшипника и сопрягаемой деталью, что приводит к неравномерной деформации поверхности качения в собранном подшипниковом узле.

Рассмотрим неподвижное соединение кольцо конического подшипника — вал ведущей шестерни редуктора легкового автомобиля. В результате механической обработки поверхности вала под кольцо подшипника ее профиль в диаметральных сечениях имеет вид шестигранника. Погрешность формы посадочной поверхности вала имела систематический характер. Величина огранки на посадочной поверхности вала составляет DRв = 5-7 мкм, что по сравнению с допуском на размер поверхности (TR = 30 мкм) составляет одну пятую.

На вал с натягом N02 = 29-31 мкм напрессовывается кольцо конического подшипника, имеющего профиль сопрягаемой поверхности и поверхности качения, близкие к идеальным. После выполнения неподвижного соединения кольцо подшипника — вал ведущей шестерни редуктора поверхность качения приобрела форму шестигранника. Отклонение от круглости на поверхности качения после сборки неподвижного соединения имеет различную величину: у узкого торца она составляет DR 02 = 4 мкм; у широкого DR 02 = 2-З мкм, что объясняется различной радиальной жесткостью кольца подшипника у узкого и широкого торцов.

Таким образом, в результате сборки неподвижного соединения часть величины отклонения от круглости характерного профиля с сопрягаемой поверхности вала шестерни перенесена за счет неравномерных радиальных деформаций на поверхность качения кольца подшипника в подшипниковом узле.

Такую особенность технологии сборки неподвижных соединений целесообразно характеризовать понятием переноса погрешностей формы в неподвижном соединении. Перенос погрешностей формы принципиально отличается от копирования погрешностей и технологической наследственности при механической обработке. Копирование погрешностей и технологическая наследственность ограничены поверхностью одной детали, неточностями расположения припуска на обрабатываемой поверхности вследствие погрешностей ее расположения относительно режущего инструмента и жесткостными характеристиками металлорежущего оборудования.

Для сборочного переноса погрешностей формы характерны две детали неподвижного соединения; погрешность формы на сопрягаемой поверхности одной детали; возникновение на несопрягаемой поверхности другой детали погрешности формы, близкой по профилю к сопрягаемой поверхности.

Изложенное позволяет сделать следующие заключения.

1. Если погрешность формы сопрягаемой поверхности неподвижного соединения регламентируется в пределах 0,3—0,5 допуска на размер, то в результате переноса действительная форма поверхности качения ухудшается в 3—4 раза по сравнению с исходной точностью формы поверхности качения, полученной в результате изготовления кольца подшипника.

2. Чтобы сохранить исходную точностью формы поверхности качения кольца подшипника после сборки неподвижного соединения, отклонения формы сопрягаемой с кольцом поверхности не должны превышать значений, обусловленных переносом погрешностей данного неподвижного соединения.

3. Количественно перенос зависит от соотношения радиальной жесткости сопрягаемых деталей неподвижного соединения и величины диаметрального натяга.

4. Погрешность формы сопрягаемой с кольцом подшипника поверхности образуется как результат технологического процесса механической обработки этой поверхности и соответствия этого процесса конечной цели с учетом конструктивных особенностей обрабатываемой детали.
Технологии производства:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]