Образование действительной формы поверхностей качения в подшипниковых узлах агрегатов трансмиссии

Конструктивные особенности неподвижных соединений в подшипниковых узлах. Кольцо конического радиально-упорного подшипника в сечении имеет форму трапеции со смещенным по высоте кольца центром тяжести. Допустим, что корпус, в который устанавливается коническое кольцо подшипника, имеет прямоугольную форму с расположением центра тяжести посередине при одинаковой с кольцом высоте. Погонная нагрузка на поверхности сопряжения этого неподвижного соединения будет неравномерной по высоте. Следовательно, деформации кольца конического подшипника будут неравномерными по его высоте, что приведет к изменению угла конуса.

В неподвижном соединении кольцо конического подшипника — корпус с радиальным натягом 0,5N01 по линии контакта возникнет давление р (z), в общем случае неравномерное по высоте кольца.

Изменение угла конуса при выполнении неподвижного соединения зависит от геометрических размеров кольца, корпуса и натяга. Величина изменения угла конуса может в несколько раз превышать допуск на изготовление кольца по параметру — угол конуса.

Следовательно, действительная поверхность главного рабочего движения в подшипниковом узле образуется в результате сборки неподвижного соединения, а ее форма зависит от конструкторско-технологических сборочных факторов неподвижного соединения и действительной величины натяга в неподвижном соединении. Конструкция корпуса может быть подобрана такой, что изменения угла конуса будут минимальными.

Корпусные детали неподвижных соединений подшипниковых узлов в редукторах по конструкторско-технологическим признакам можно разделить на следующие две группы:
1) корпус, все поверхности которого обработаны кругом;
2) корпус, часть поверхностей которого обработана.

Рассмотрим изменение угла конуса поверхности качения колец конических подшипников, установленных в корпуса, относящиеся к различным группам.

Конструкция корпуса характерна для редукторов грузовых автомобилей средней грузоподъемности. Изменение угла конуса соответственно переднего и заднего подшипникового узла в неподвижных соединениях наружное кольцо — стакан определялось на натурных образцах путем измерения диаметров поверхности качения до, и после запрессовки колец в стакан с измеренными значениями N0l и N0l.

Изменения угла конуса поверхностей качения в результате сборки неподвижных соединений кольцо—корпус могут в 3—20 раз превышать допуск на угол конуса в одну сторону, принятый при изготовлении колец подшипников. Конструктивные особенности неподвижных соединений как технологический сборочный фактор присущи каждой конструкции и отличаются высокой стабильностью влияния на изменение угла конуса колец конических подшипников. Это позволяет применить для их характеристики показатель изменения угла конуса на единицу натяга.

Сравнительно небольшие изменения в геометрии корпуса приводят к значительным изменениям угла конуса кольца конического подшипника в сборе с корпусом. Диаметральный натяг в неподвижном соединении кольцо подшипника — сопрягаемая деталь является активно действующим технологическим фактором в образовании действительной формы поверхностей качения в подшипниковых узлах агрегатов машин.
Технологии производства:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]