Технологическая характеристика конструкции неподвижных соединений

Первым вопросом в системе конструкторско-технологического обеспечения качества сборки подшипниковых узлов агрегатов машин является распределение натяга между кольцом подшипника и сопрягаемой деталью в неподвижном соединении, так как деформации, отнесенные к поверхностям качения колец, являются формообразующим и размерообразующим факторами.

Для обеспечения высокого качества подшипниковых узлов при проектировании и производстве агрегата необходимо учесть следующее:
— радиальную жесткость колец подшипника и сопрягаемых с ними деталей;
— распределение диаметрального натяга в неподвижном соединении;
— переход части диаметрального натяга в радиальную деформацию кольца подшипника;
— влияние материала детали, сопрягаемой с кольцом подшипника, на распределение деформации.

В качестве обобщенной характеристики радиальной жесткости кольца подшипника любой формы сечения в радиальной плоскости принят показатель «приведенная кривизна. Приведенная кривизна является показателем радиальной жесткости, как кольца подшипника, так и сопрягаемой с ним детали неподвижного соединения во всех случаях, когда решается задача о радиальных деформациях в этом соединении. Этот показатель является абсолютным, если материалы двух сопрягаемых деталей неподвижного соединения одинаковы.

Рассмотрим с помощью показателя приведенной кривизны подшипниковые узлы ведущей шестерни главной передачи автомобилей. В этих узлах используются в основном конические радиально-упорные подшипники среднего размера (60—140мм по наружному диаметру). Показатель приведенной кривизны Х 01 наружных колец этих подшипников колеблется в пределах 4,3—9. Меньшие значения показателя приведенной кривизны соответствуют большей радиальной жесткости кольца и наоборот. При прочих равных условиях деформация кольца подшипника с Х 01 = 4,3 значительно меньше, чем кольца с Х 01 = 9 в неподвижном соединении. Уместно отметить, что агрегаты, в которых применяются подшипники с «приведенной кривизной» наружных колец Х 01 = 4,3 - 5,5, обладают более высокими эксплуатационными показателями. Для внутренних колец подшипников, применяемых в редукторах автомобилей, характерны меньшие колебания радиальной жесткости, показатель приведенной кривизны Х 02 составляет 2—4,5.

Рассматривая радиальную деформацию кольца подшипника в неподвижном соединении, примем в качестве расчетной схему плоской задачи Ляме о совместной деформации двух колец. Сравнение теоретических и экспериментальных данных показало, что принятая расчетная схема с достаточной для практических целей точностью описывает поставленную задачу.

Принятые допущения:
— жесткость сопрягаемой с кольцом подшипника детали равномерна по углу поворота;
— краевой эффект в зоне, прилегающей к торцам кольца подшипника, не учитывается в связи с плоской расчетной схемой.
Технологии производства:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]