Качество сборки агрегатов машин на подшипниках качения

Если судить о качестве агрегатов машин по результатам механической обработки поверхностей отдельных деталей, входящих в агрегат, то их качественные показатели работоспособность должны быть высокими и стабильными. В практике машиностроения это наблюдается лишь для определенной части агрегатов машин.

Агрегаты машин в подавляющем большинстве предназначены для передачи крутящего момента. Поэтому главным рабочим движением в этих агрегатах является вращение валов.

По опорам валов агрегаты можно разделить на две группы:
1) агрегаты с опорами валов на подшипниках скольжения;
2) агрегаты с опорами валов на подшипниках качения. Большинство агрегатов машин относится ко второй группе.

В агрегатах с опорами скольжения валов точность их вращения и осевого положения обеспечивается обработкой основных базовых поверхностей вала и вспомогательных базовых поверхностей корпуса, а величина требуемого зазора в парах трения скольжения достигается размерной точностью трущихся поверхностей соединения с гарантированным зазором. Основная задача сборки как завершающего этапа производства агрегата состоит в том, чтобы не нарушить целостности материала поверхностей трения скольжения в парах трения и не исказить форму этих поверхностей при выполнении сборочных операций, включая резьбовые соединения с заданным силовым воздействием.

Таким образом, для агрегатов группы с опорами скольжения валов сборка как завершающая часть технологического процесса не является формообразующим фактором по отношению к выходным параметрам агрегата по точности вращения и осевого положения валов.

Ко второй группе относятся агрегаты трансмиссии автомобилей, тракторов, дорожных и дорожно-строительных машин и других механизмов. Для агрегатов трансмиссии поверхностями рабочего движения являются поверхности качения колец подшипников, установленных, как правило, неподвижно относительно корпуса и вала. Действительная форма поверхностей качения в подшипниковых узлах и их расположение достигаются в результате выполнения технологических операций сборки неподвижных соединений колец подшипников с корпусом и валом.

Выполнение операций сборки неподвижных соединений с натягом сопряжено с деформацией деталей неподвижного соединения. Следовательно, параметры точности обработки поверхностей деталей и сборочных единиц в агрегатах с опорами валов на подшипниках качения являются входными по отношению к выходным параметрам агрегата. Технологические операции сборки неподвижных соединений в подшипниковых узлах агрегатов трансмиссии автомобиля являются формообразующими по отношению к поверхностям рабочего движения в агрегате.

Образование неподвижных соединений колец подшипников в подшипниковых узлах агрегатов трансмиссии связано с комплексным влиянием на качество поверхностей рабочего движения следующих факторов:
— конструктивных особенностей неподвижных соединений, что определяется понятием сборочной технологичности конструкции;
— точностных параметров поверхностей деталей неподвижного соединения в результате механической обработки;
— технологических погрешностей на операции сборки неподвижных соединений.
Технологии производства:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]