Автоматическая сборка

Завершающими переходами автоматической сборки являются завинчивание и затяжка резьбовых соединений с регламентированным моментом или силой затяжки от которых в конечном счете зависит работоспособность собираемого изделия. Основным параметром качественной затяжки резьбового соединения является точность силы затяжки крепежной детали (болта или шпильки), которая определяется по удлинению крепежной детали.

В большинстве случаев при затяжке резьбовых соединений, достигнутую силу затяжки контролируют путем измерения косвенных технологических параметров.

В машиностроении применяют следующие методы контроля силы затяжки, основанные на измерении:
— крутящего момента на ключе резьбозавертывающего инструмента Мзат с применением кулачковых или других муфт и с остановом шпинделя, настроенных на заданный момент;
— угла поворота болта или гайки f зат после его касания опорного торца о корпус;
— величины удлинения стержня болта (шпильки);
— крутящего момента предварительной затяжки Мпр (пороговый момент) и дополнительного угла затяжки f доп (комбинированный метод);
— деформации встроенных специальных упругих элементов крепежных деталей или индикаторных шайб;
— силы предварительного растяжения болта, выполненного со специальными элементами;
— температуры нагрева стержня болта (шпильки);
— напряжений в стержне болта (шпильки) тензометрированием.

В процессе автоматического наживления, завинчивания и затяжки резьбового соединения изменение крутящего момента на шпинделе резьбозавинчивающего устройства для резьбовых соединений представлено на рисунке.

На этапе I наживления происходит скачкообразное возрастание момента, в процессе завинчивания на II этапе момент монотонно увеличивается, а затем резко возрастает на III этапе затяжки.

По экспериментальным данным 50 % крутящего момента идет на преодоление трения в опорных поверхностях; 40 % — на преодоление трения в резьбе и только 10 % — непосредственно создают силу затяжки.

В результате смятия микронеровностей поверхностей стыка и возникающих остаточных деформаций от переходов торцов болта (гайки) и сопряженных деталей после затяжки резьбового соединения по истечении некоторого промежутка времени происходит уменьшение момента затяжки, в результате чего возникает значительное ослабление соединения. Поэтому в автоматических резьбозавертывающих устройствах применяют пульсирующую затяжку или повторную затяжку. Эти методы способствуют сохранению стабильной величины затяжки резьбового соединения. Затяжка всех резьбовых соединений производится догаданного крутящего момента со значительным его разбросом, что отрицательно сказывается на работоспособность машин.
Технологии производства:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]