Схемы базирования

Схемы базирования, обеспечивающие допустимые отклонения размеров собираемых деталей вдоль их оси. При решении задачи обеспечения точности относительного положения сопрягаемых деталей вдоль их оси вначале, как правило, решается задача совмещения осей, а затем уже определяется точность положения вдоль сопряженной общей оси.

Допуск относительного линейного положения деталей, сопрягаемых по цилиндрическим поверхностям вдоль их оси, определяется тремя основными схемами базирования: перемещением одной детали вдоль оси до упора в торец другой детали или пуансона, перемещением детали пуансоном или толкателем с точностью, установленной величиной перемещения пуансона (схема III); введением дополнительных компенсаторов (в виде клиньев, упоров, центров и т. д.), которыми компенсируются отклонения на расстояние от торцов до базовых поверхностей.

Рассмотрим общий случай, когда при автоматической сборке деталей, сопрягаемых по цилиндрическим поверхностям, необходимо одновременно решать задачи обеспечения соосности, углового положения и линейного положения вдоль оси на конкретном механизме, состоящем из коленчатого вала, эксцентрика, втулки, эксцентрика с пальцем и стопорного винта.

При автоматической сборке указанного механизма необходимо обеспечить: совпадение осей коленчатого вала с осями эксцентриков и втулки; допустимое отклонение углового положения коленчатого вала и эксцентриков; допустимое отклонение линейного положения эксцентрика относительно коленчатого вала.

Базирование коленчатого вала во всех рассматриваемых ниже схемах неизменное: двойная направляющая создается его центровым отверстием и правой шейкой, допустимое отклонение углового поворота обеспечивается поверхностью шейки колена, опорной базой является щека колена.

Для совмещения осей эксцентрика и втулки с осью вала базой для них является поверхность подводимого центра, причем для компенсации отклонения от соосности осей этих деталей относительно оси вала необходимо обеспечить возможность совмещения и поворота в двух координатных плоскостях, что достигается наличием зазора между поверхностью центра и отверстием деталей и наличием фасок сопрягаемых деталей.

Точность относительного поворота эксцентрика относительно коленчатого вала при установке его на направляющий центр обеспечивается пальцем эксцентрика, входящим в паз пуансона. При установке эксцентрика на вал необходимо обеспечить совмещение оси резьбового отверстия с осью конического отверстия на валу в пределах допустимого зазора, равного 0,2 мм.

Рассмотрим четыре возможные схемы базирования эксцентрика относительно коленчатого вала в осевом направлении: по торцу, упирающемуся в торец втулки (схема I): по торцу А (схема II); по торцу Б (схема III) и по торцу В (схема IV). Величина предельного отклонения от соосности отверстия в эксцентрике и вала при базировании эксцентрика по схемам I—IV определена с помощью соответствующих размерных цепей.
Технологии производства:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]