Особенности условий собираемости соединений с резьбовыми сопрягаемыми поверхностями

Положение деталей, сопрягаемых по резьбовым поверхностям, определяется теми же размерными цепями, что и при сопряжении по цилиндрическим поверхностям с обязательным вращением одной из них для осуществления автоматического наживления (например, ввинчивание винта в гайку). Сопряжение резьбовых поверхностей должно обеспечить необходимый момент затяжки без заклинивания и срыва резьбы.

Рассмотрим условия гарантированного сопряжения резьбовых деталей при автоматической сборке. Наиболее распространенная резьбовая поверхность представляет собой поверхность геликоида, образованную сторонами треугольника профиля резьбы (резьбы с треугольным профилем). Условия гарантированного сопряжения резьбовых поверхностей определяются совмещением следов резьбы на торцах винта и гайки (или шпильки) и резьбового гнезда в корпусе, а также условным смещением резьбовых поверхностей. При положении двух деталей перед их наживлением обязательно будет погрешность относительного расположения сопрягаемых поверхностей, поэтому очень важно знать, при каких наибольших отклонениях в расположении осей возможно их сопряжение.

Величина предельного параллельного смещения резьбовых поверхностей, при которых возможно их гарантированное сопряжение, определяется из условия совпадения следа резьбы на торце винта со следом резьбы на конце гайки. Все это было применено на заводе ВАЗ в свое время. Поскольку след резьбы на торце резьбовой поверхности представляет собой сечение геликоида, близкого к окружности, то условие максимально допустимого параллельного смещения осей винта и гайки можно выразить формулой.

Максимально допустимый относительный наклон оси винта относительно оси гайки определяется из условия, что самая отдаленная точка резьбы винта коснется самой отдаленной точки резьбы гайки. В схеме положения витка винта во впадине резьбы гайки профиль резьб изображен без скруглений.

Таким образом, для выполнения условий собираемости двух деталей, сопрягаемых по их резьбовым поверхностям, необходимо, чтобы одна из деталей имела возможность смещаться и поворачиваться в пространстве в пределах погрешностей, не превышающих полей допусков относительного положения их на базирующих устройствах, обеспечивалось вращение и поступательное движение вдоль оси одной из сопрягаемых деталей с приложением крутящего момента для преодоления трения в резьбе и достижения заданной величины затяжки.

Условия собираемости деталей, сопрягаемых по плоским и другим видам поверхностей. Положение деталей, сопрягаемых по плоским поверхностям, определяется тремя перемещениями (размерные цепи А, Б, В) и тремя поворотами (размерные цепи а, B, f), в которых — замыкающие звенья, характеризующие отклонения от параллельности и относительные повороты сопрягаемых поверхностей. Для установки кронштейна в гнездо корпусной детали точность относительного перемещения кронштейна вдоль оси легко обеспечивается нормальным перемещением его до соприкосновения торцов а и б (размерные цепи А и a) и совмещение торцов. При этом перемещении необходимо обеспечить также точность совпадения боковых поверхностей, которое решается размерными цепями.

При установке крышки коренного подшипника в паз блока в процессе автоматической сборки необходимо обеспечить совмещение боковых и прилегание базовых поверхностей. Для этого необходимо надеть крышку цилиндрическими отверстиями на шпильки блока, затем совместить боковые поверхности и поверхности прилегания. Данный пример показывает, что при автоматизации сборки двух или нескольких деталей могут возникнуть несколько условий, которые необходимо соблюдать.
Технологии производства:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]