Автоматический регулятор

Наступил момент, и Стодола сообщил инженерам о своих выводах. Он точно знал, при каких условиях автоматический регулятор, реагирующий не только на величину скорости вращения, но и на изменение этой скорости, может устойчиво работать, сводя ошибку регулируемой величины точно к нулю.

Для того чтобы помочь инженерам и конструкторам, Стодола представляет свои результаты в виде диаграмм, являющихся развитием диаграммы Вышнеградского. При этом он называет величины, откладываемые по оси диаграммы, параметрами регулирования Вышнеградского.

Стодола окончательно решает вопрос о катаракте. Он пишет, что вывод о его необходимости для обычных регуляторов был получен Вышнеградским еще в 1877 году. Однако его теория встретила много сомнений, подкрепляемых ссылками на большое число регуляторов, хорошо действующих без катаракта. При этом сомневающиеся совершенно упускали из вида, что в этих регуляторах или в их перестановочных органах всегда имеется некоторое трение, которое при возникновении колебаний гасит живую силу массы регулятора. Иначе говоря, вызывает затухание колебаний. Таким образом, безусловно, справедливым является правило — если трение отсутствует, то устойчивое регулирование невозможно, так как при этом никогда нельзя сделать достаточно малыми массу или ход регулятора.

Так Стодола завершил фундаментальные исследования в области классической теории автоматического регулирования. Он придал ей форму, сохранившуюся до наших дней, сделал ее доступным инженерам инструментом проектирования систем автоматического регулирования. Успех Стодолы в понимании роли сухого трения стал решающим в последующем развитии современной теории автоматического регулирования, без которой не было бы ни автопилотов, ни космических ракет, ни автоматизации многочисленных технологических процессов, ни роботов, ни современных автоматизированных производств. Второе десятилетие XX века характеризуется быстрым расцветом автоматических систем. Повсеместно появляются регуляторы, чувствительные элементы которых реагируют как на значение регулируемой величины, так и на ее изменение.

Технологии производства автомобилей:
© 2009-2013 Все права защищены и принадлежат их владельцам. [+]